Краткая история Египта
Пирамида Джосера в Саккаре
Заселение людьми территории древнейшего государства планеты началось сравнительно поздно — в 10-6 тыс. до н. э. Но уже в 5 тыс. до н. э. здесь распространилось земледелие, ставшее экономической основой египетской державы, первоначально состоявшей из 40 городов-государств (номов). Приблизительно в середине 4 тыс. до н. э. из них образовалось два царства, объединившихся около 3000 г. до н. э. в единое государство.
3050-2715 г. до н. э. — Ранний период (I-II династии). Фараон Менес (Мина) объединяет Верхний и Нижний Египет. Столицей государства становится Мемфис. Появляется иероглифическое письмо.
2715-2192 г. до н. э. — Древнее царство (III-VI династии). Имхотеп, архитектор фараона Джосера, строит первую ступенчатую пирамиду в Саккара. Гигантские пирамиды символизируют власть фараонов IV династии (Снофру, Хеопса, Хефрена, Микерина).
Пирамида Хеопса
2192-2040 г. до н. э. — Первое междуцарствие (VII-X династии). Распад государства, сопровождающийся гражданскими войнами, вызывает к жизни социальное, духовное и культурное обновление.
2040-1650 г. до н. э. — Среднее царство (XI-XIV династии). Ментухотеп I объединяет Верхний и Нижний Египет, культурно-политическим центром становятся Фивы под покровительством бога Амона. Наместники в провинциях лишаются власти и влияния. Египет покоряет «золотую» страну Нубию. Яхмес предлагает способы определения площадей и исчисления дробей.
1650-1540 г. до н. э. — Второе междуцарствие (XV-XVII династии). Египет завоевывают гиксосы — кочевники из Передней Азии.
1540-1075 г. до н. э. — Новое царство (XVIII-XX династии). Время правления великих фараонов Тутмосов I-IV, царицы Хатшепсут, Аменхотепов I-III, Эхнатона, Тутанхамона, Рамсесов I-IX. К этому периоду относится строительство храмов в Карнаке, Луксоре, Абидосе, Абу-Симбеле и гробниц в Долине царей в Фивах.
Статуя Рамзеса II в Мемфисе
В XVI-XV вв. до н. э. Древний Египет переживал необыкновенный расцвет, владея огромными территориями от современной Турции до Эфиопии.
Аменхотеп IV перенес столицу государства в Ахетатон (современную Амарну) и ввел новый культ бога Атона вместо Амона, а сам принял имя Эхнатон (букв.: «угодный Атону»).
1075-332 г. до н. э. — Поздний период (XXI XXX династии). В страну вторгаются иноземные завоеватели — ливийцы и нубийцы, затем VI в. до н. э. Египет попадает под власть персов.
332-30 г. до н. э. — Эллинистический период. Александр Македонский покоряет Египет, основывает Александрию и объявляет себя фараоном. Египет, попавший под власть одного из его полководцев — Птолемея, родоначальника династии Птолемеев, превратился в центр эллинистической культуры. Последней правительницей из династии Птолемеев была царица Клеопатра VII, после смерти которой Египет становится провинцией Рима.
30 г. до н.э. — 640 г. н. э. — Римский период. Постепенно здесь распространяется христианство, и начинаются гонения на христиан. После Вселенского Собора 451 г. в Халкидоне происходит раскол египетской (коптской) церкви и официальной христианской церкви. Строятся монастыри. После распада Римской державы в конце VI в. н. э. Египет вошел в состав Византии и находился под ее контролем вплоть до VII в.
После 642 г. н. э. — Исламизация Египта. Арабский военачальник Амр ибн эль-Ас в 642 г. завоевывает Египет, переносит его столицу в Фустат (вблизи старой части нынешнего Каира) и проводит насильственную исламизацию, вытесняя христиан. Высокого уровня достигла в это время культура, развившаяся на арабском языке. С распадом Арабского халифата в IX в. страна в очередной раз обрела независимость. В дальнейшем Египет находится под властью Омейядов, Аббасидов, Ихшидидов, Фатимидов, Айюбидов, а с 1250 г. мамлюков, потомков арабских наемников и телохранителей тюркского происхождения. При Фатимидах Египет впервые становится независимым государством. В XII-XIII вв. Египет сумел отразить нашествие крестоносцев.
1517-1798 гг. — Египет как провинция Османской империи. Султан Селим I подчиняет себе Египет. В XVIII в. мамлюки, демонстрируя свою лояльность султану в Константинополе, снова приходят к власти в Египте.
1798-1799 гг. — Наполеон, пытаясь отнять у англичан главенство на Средиземном море, наносит поражение мамлюкам. В морском сражении при Абукире английский адмирал Нельсон разбивает французский флот.
1805 г. — Пашой и турецким наместником в Египте становится Мухаммед Али. Со второй половины XIX в. Египет получил расширенные политические права, предоставляющие автономию.
Строительство Суэцкого канала привлекло к Египту внимание Англии. В итоге к 1882 г. турецкое господство сменилось английским владычеством. Египет, с 1914 г. находившийся под британским протекторатом, в 1922 г. становится независимой конституционной монархией во главе с королем Фуадом I. Попытка арабов расширить круг предоставляемых свобод вновь обострила отношения с Англией, которая в ходе Второй мировой войны использовала египетскую территорию как плацдарм для борьбы с Германией.
С 1946 г. британские войска ограничивают оккупацию Египта зоной Суэцкого канала. В 1948 г. Египет терпит поражение в арабской войне против нового государства Израиль. Борьба возглавляемой генералом Мухаммадом Нагибом организации «Свободные офицеры», в которую входят Насер и Садат, приводит в 1952 г. к свержению непопулярного короля Фарука I. 18 июня 1953 г. Египет становится республикой.
Национализация Суэцкого канала, проведенная Насером в 1956 г. после ухода англичан из Египта, становится причиной Суэцкого кризиса. Израиль оккупирует Синайский полуостров, Англия и Франция высаживают свои десанты. ООН добивается заключения перемирия и вывода всех войск из Египта.
В 1958 г. Египет и Сирия объединились в единое государство — Объединенную Арабскую Республику (ОАР). В 1961 г. Сирия отделилась в самостоятельное государство. С сентября 1971 г. Египет официально называется Арабской Республикой Египет (АРЕ).
В ходе Шестидневной войны (1967 г.) Израиль захватывает Синайский полуостров. В 1973 г. Египет начинает т. н. «октябрьскую войну», или «войну Судного дня». За столом международных переговоров Садату удается получить согласие на вывод части израильских войск из Египта. В 1979 г. Садат и премьер-министр Израиля Бегин подписывают Кэмп-Дэвидское соглашение, а в 1982 г. Израиль возвращает Египту Синайский полуостров (после 9 лет оккупации).
Боги Древнего Египта
Амон — покровитель города Фивы, бог воздуха и урожая, творец мира. Изображался в виде человека (иногда с головой барана) со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском.
Анубис — бог-покровитель умерших, а также некрополей, погребальных обрядов и бальзамирования. Изображался в облике волка, шакала или человека с головой шакала.
Апис — священный бык с солнечным диском, почитавшийся как земное воплощение бога Пта.
Атон — бог солнца. Изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчивались раскрытыми ладонями.
Баст — богиня любви, радости, праздников. Изображалась женщиной с головой кошки или львицы с корзинкой в руках, иногда изображалась просто в виде кошки. Баст в Египте отождествляли с Мут, а также с Тефнут, Сехмет и Хатор.
Бэс — божество, дух. Различались Бэс-Аха, защитник от злых духов, и Бэс-хит, бог веселья, музыки, танца. Изображался в виде уродливого карлика с мордой льва.
Гор (Хор) — бог солнца, покровитель власти фараона, который считался земным воплощением Гора, сын Осириса и Исиды. Изображался в виде сокола или человека с головой сокола.
Имхотеп — верховный сановник фараона Джосера (около первой половины XXVIII в. до н. э.), строитель первой пирамиды — ступенчатой гробницы Джосера в Саккара. В египетской традиции пользовался славой величайшего из мудрецов и чародеев. Позднее обожествлен как покровитель врачевания, чтившийся в Мемфисе; в этом качестве отождествлен ок. сер. 1 тыс. до н. э. греками с богом Асклепием. Божественный покровитель зодчих, ученых писцов, врачей. Его символизирует сидячая фигура ученого с развернутым папирусным свитком на коленях.
Исида (Изида) — супруга и сестра Осириса, мать Гора, олицетворение супружеской верности и материнства. Богиня плодородия, воды и ветра, волшебства, мореплавания, охранительница умерших. Изображалась женщиной с головой или рогами коровы и солнечным диском на голове, в руке стебель папируса.
Осирис (Озирис) — брат и супруг Исиды, отец Гора. Бог ежегодно умирающей и возрождающейся природы, позднее бог загробного мира, покровитель и судья умерших. Изображался в виде человеческой мумии в короне, обрамленной перьями, бородой, в согнутых руках скипетр и плеть.
Птах (Пта) — первоначально бог-творец и бог мертвых в Мемфисе. Изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящим на иероглифе, означающем правду.
Ра (Ре) — бог солнца в Гелиополе, позднее отождествлен с богом Фив Амоном (Амон-Ра). Изображался в виде человека с головой сокола и с солнечным диском.
Тот — бог луны и мудрости. Постоянный спутник и советник верховного бога Ра; создатель письменности и календаря. Изображался в виде человека с головой ибиса, часто с папирусом и письменным прибором в руках. Священные животные — ибис и павиан.
Хатхор (Хатор) — богиня любви и судьбы, богиня неба, кормилица фараонов и властительница дальних стран. Изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы.
Хнум — бог-творец, создающий человека на гончарном диске, хранитель Нила; человек с головой барана ее спирально закрученными рогами.
Коптские христиане
Арабское слово «купт», европеизированное — «копт», происходит от греческого «эгиптос». Копты считают себя потомками первых египетских христиан, населявших долину Нила. Местом зарождения христианства в Египте была Александрия, откуда оно быстро распространилось по стране. Копты придерживались мнения, что Иисусу Христу присуща только одна природа — божественная, а не две — божественная и человеческая. После тоге как Халкидонский Вселенский собор 1451 г. осудил монофизитство как ошибочное учение, коптская церковь Египта откололась от ортодоксальной христианской церкви.
Во главе коптской церкви стоит патриарх, в настоящее время Шенуте III, резиденция которого находится в Александрии. В религиозном фанатизме копты не уступают своим мусульманским согражданам. Об усилившемся обращении к христианской вере — возможно, в ответ на мусульманское возрождение — свидетельствует растущее число людей, посещающих церковь. Копты прилежно молятся и постятся (отказываются от мяса и молочных продуктов). Их литургия близка к православной традиции.